полезные статьи

Гиперактивный ребёнок

Гиперактивный ребёнокГиперактивным сейчас готовы назвать почти любого ребёнка, который просто активен, не запуган, обладает живыми эмоциями, детской непосредственностью, любит подвигаться и не стесняется выражать себя. Важно отличать гиперактивных детей от просто активных, легковозбудимых, демонстративных, эмоциональных. Это может сделать только специалист (психоневролог или психолог).

Существует много противоречий во взглядах на причины и лечение гиперактивного поведения. Все, однако, согласны в вопросе о том, как проявляется такое поведение. Основная проблема – внимание ребёнка легко привлечь, но невозможно удержать, а так же повышенная неструктурированная активность.

Выделяют три основных признака проявления синдрома:

1) Избыток моторной активности (беспокойство, суетливость, бесцельность, много двигается, вертится на месте; нарушена координация, несформирована мелкая моторика; нарушение режима сна – бодрствования.

2) Нарушение внимания (трудности удержания, снижение избирательности, выраженная отвлекаемость).

3) Импульсивность (несформированность регуляторных функций, нет предварительного обдумывания действий, трудно ждать, чрезмерно говорлив, т.к. недостаточно развита внутренняя речь)

Причины возникновения синдрома:

1) Последствия родовых травм (осложнения в перинатальном периоде)

2) Нарушения био-химического баланса ЦНС

3) Нарушения кровообращения головного мозга; следствие – повышенная истощаемость («двигательная буря» - попытка ребёнка привести свой мозг к нормальному состоянию)

4) Наследственный характер

5) Недостаточное питание, асфиксия мозга, органические поражения и др.

Диагноз СДВГ ставит невролог, невропатолог, психоневролог (после 7 лет), хотя увидеть можно раньше.

При проведении коррекции важен комплексный подход:

- Невролог (медицинский подход)

- Психолог (нейропсихологический, психотерапевтический подходы).

Цель: выработать адаптивный, компенсаторный вариант – чтобы ребёнок научился управлять собой, создал свои собственные формы самоконтроля.

Важно знать, что:

- У ребёнка нет цели доставить всем неприятности или кого-то разозлить. Просто он плохо управляет собственным поведением и эмоциями. Процессы возбуждения в его нервной системе превалируют над процессами торможения.

- Необходимо оберегать ребёнка от переутомления, от избыточного количества впечатлений (не посещать с ним многолюдные места, ограничивать просмотр телевизора и т.п.)

- Бесполезно сдерживать естественную потребность ребёнка поиграть, побегать, пошуметь. Не запрещайте активные действия в категоричной форме, не кричите на ребёнка – от громкого голоса возбуждение только усиливается. Лучше направить его неуёмную энергию в конструктивное русло, переключить его на другое занятие, по возможности предложить ему активно подвигаться: пусть он что–нибудь принесёт, поможет вам помыть посуду, полить цветы.

- Чтобы успокоить ребёнка, возьмите его за руку, погладьте по голове, обнимите. Хвалите его за каждое проявление сдержанности, в каждом случае, когда ему удалось довести начатое дело до конца. Не настаивайте на том, чтобы ребёнок во что бы то ни стало извинился, если он «плохо» себя вёл.

- Основная задача в воспитании такого ребёнка – не научить его сдерживать свои порывы и импульсы, а научить его управлять собой. Поэтому полезны любые игры, позволяющие чередовать возбуждение и торможение, активность и расслабление.

- Для таких детей очень полезны движения на свежем воздухе, занятия с песком, водой и любым другим мелким материалом. Управляя своей мелкой моторикой, ребёнок учится управлять собой.

- Для ребёнка важен режим, но стоит с пониманием относиться к тому факту, что ему иногда трудно будет переключить свою активность, поэтому режимные моменты должны существовать, но не должны быть очень жёсткими.

- Воздерживайтесь от осуждающих и критических замечаний в адрес такого ребёнка, поскольку это почти наверняка снизит его и без того невысокую самооценку и повысит тревожность , что усилит гиперактивные симптомы. Ребёнок не виноват в том, что он такой, поэтому ругать и наказывать его бесполезно.

- К подростковому возрасту признаки гиперактивности у многих детей проходят, но ребёнку ещё предстоит обучение в школе, где подобное поведение будет сильно мешать ему самому и процессу обучения других детей. Поэтому стоит по возможности заранее подобрать для ребёнка школу, где количество детей в классе не превышает 12-14 человек.

- Важно помнить, что саморегуляция – это то, что будет даваться вашему ребёнку с особым трудом. Но ей будет трудно научиться, если она будет замещена вашей регуляцией. Поэтому неполезно всё время контролировать или одёргивать ребёнка, стоит это делать только в тех случаях, когда он точно не может сделать это сам.

- Ребёнку важно самореализоваться. При всей кажущейся непоследовательности его действий он хочет быть полезным, хорошим, любимым. Ему важно давать какие-то мелкие задания и поручения и благодарить за них, даже если они сделаны не идеально.

- Следует избегать крайностей в воспитании – проявления чрезмерной мягкости и вседозволенности и излишней строгости и неоправданных наказаний. Чётко объясняйте правила поведения в различных ситуациях и последовательно требуйте их выполнения.

- Воспитывать гиперактивного ребёнка – огромная психологическая нагрузка для отдельно взятого родителя и для всей семьи, поэтому по мере возможности важно расширять круг знакомых и помощников, способных помогать ребёнку в его деятельности и развитии.

Удачи Вам!

Акции и скидки

Cтатьи

Диагностика уровня развития

Ппредлагаем в домашних условиях провести экспресс-диагностику уровня развития ребёнка на основе приведённых ниже показателей ...

читать далее
Гиперактивный ребёнок

Гиперактивным сейчас готовы назвать почти любого ребёнка, который просто активен, не запуган, обладает живыми эмоциями, детской непосредственностью ...

читать далее
5 игр для лета

Есть масса способов заняться творчеством с малышом летом. Самое простое и радостное — захватить с собой во двор цветные асфальтные мелки.

читать
Пять ошибок при выборе кружка для ребенка

Сегодня поговорим о наиболее частых заблуждениях родителей при выборе секции и мифах, которые окружают этот выбор...

читать
Адаптация к детскому саду

Адаптация к детскому саду – тяжёлое время для каждого ребёнка. Период, сопровождающийся переживаниями ребёнка и матери (близких).

читать
Агрессивный ребенок

Проявления агрессии, злости – естественны, хотя и пугают многих родителей. Ребёнок не может быть злым от природы ...

читать
Ваш ребёнок идёт в школу

Желательно, чтобы старший дошкольник был хорошо информирован в области простых знаний. Он должен знать названия времён ...

читать
Математическое мышление

Исследования показывают, что ребёнок усваивает те предметы, которые ему интересны. Многим детям просто не интересна ...

читать
Аутизм

Детский аутизм — расстройство, нарушение развития головного мозга, характеризующееся трудностями при установлении ...

читать
Возрастные особенности детей 2-3 лет

В этом возрасте малыш ещё не может управлять собой по собственному желанию, его поведение носит большей частью непроизвольный ...

читать
Особенности детей 3-4 лет

Три года – это возраст, который можно рассматривать как определённый рубеж развития ребёнка с момента его рождения ...

читать
Особенности детей 4-5 лет

Возраст от четырёх до пяти лет – период относительного затишья. Ребёнок вышел из кризиса и в целом стал спокойнее, послушнее ...

читать
Возрастные особенности детей 5-6 лет

Это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребёнка, общения со сверстниками. Игра остаётся основным ...

читать
Возрастные особенности детей 6-7 лет

Старший дошкольный возраст – период познания мира человеческих отношений, творчества и подготовки к следующему, совершенно новому этапу ...

читать
Детское горе: особенности переживания смерти детьми

Острая реакция для них несвойственна, она откладывается на месяцы. Кроме того, дети могут реагировать невротически: энурез, сосание пальца, т.п. ...

читать

#